Заочный спор между канцлером Германии Олафам Шольцем, выступающим за расширение и реформирование ЕС и Эмануэлем Макроном, воздерживающимся от идеи принятия в союз новых членов рисует перспективы дальнейшего существования Евросоюза. Проблема в том, что далекоидущие планы совершенно не учитывают исправления проблем прикладного порядка, которые назрели перед европейским обществом.
Предложение Шольца стало некоторым предложением на обострение ситуации на Балканах, а если взглянуть ретроспективно – то и проведения СВО на территории Украины.
Напомним, 15 декабря Босния и Герцеговина получила официальный статус кандидата в Европейский союз, а частично признанное Косово в тот же день подало заявку на вступление в сообщество. На разных стадиях интеграции в ЕС, сейчас еще четыре государства Балканского Полуострова — Сербия, Албания, Черногория и Северная Македония.
Вместе с этим, стоит напомнить, что обещания перспектив вступления в Евросоюз западно — балканским странам имеет уже 19-летнюю историю. Вероятно, такой же затяжной сценарий ожидает и Украину. Парадоксальный ответ на противоречие между расширением и волокитой может лежать, на самом деле, на поверхности: Шольц, пришедший к власти после сильного лидера, растерял за последнее время политические баллы и пытается их набрать на внешнеполитической арене за счёт обещаний, которые от него хотят слышать. Вместе с тем канцлер сам оговаривается, что процесс кандидатства и вступления в ЕС может оказаться долгой процедурой.
Ещё больше ясности привносят в эту ситуацию предложения Макрона. Французский Президент говорит о гибкости отношений, уникальности пути к евроинтеграции и предлагает идею Европейского политического сообщества — площадки, объединяющей страны, которые имеют разную степень заинтересованности и готовности присоединиться к ЕС. Что это значит?
По сути это политический джекпот. За обещаниями интеграции без каких-то очерченных временных рамок можно до необходимой степени сначала унифицировать законы страны-кандидата в ЕС, а после получить наиболее выгодные экономические отношения для объединённой Европы. «Евросоюз уже имеет зону свободной торговли с Украиной, Грузией и Молдавией, доступ к их рынку, оказывает влияние на развитие экономики и законодательства этих стран. Так ли нужно ЕС предоставлять соответствующим странам право голоса и допускать к принятию решений – вопрос открытый».
Членство новых стран может привнести в союз иной баланс сил, что найдёт свое отражение в использовании бюджета, направленности проектов, поддержки и инициатив политического союза, что вовсе не на руку Старому Свету, который и так является кошельком ЕС и уже заметно затягивает свой пояс.
В принципе, возможет и иной сценарий, при котором Евросоюз не видоизменится, а скорее перестанет сохранять прежнюю недееспособность. Энергоконфликт, проблемы с экономикой могут попросту окончательно расстроить и без того хрупкие взаимосвязи, оставив ЕС лишь номинальным образованием. Слова эти могут казаться безосновательными, однако кто мог подумать всего лишь год назад, до какой недееспособности снизиться функционирования некогда авторитетнейшей ООН? Кажется, после подобных примеров уже ничего не способно удивить даже скептиков…

Николай РАЗРЕЗОВ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о