Категория детей с особенностями психофизического развития — это одна из основных категорий, которой уделяется повышенное внимание и в системе образования, и в других областях социальной сферы со стороны различных государственных органов. В Беларуси сделано достаточно много для того, чтобы каждый такой ребенок своевременно получал квалифицированную медицинскую и другую помощь. Проводится совместная работа над тем, чтобы особенные дети были интегрированы и могли в дальнейшем жить в социуме, развиваться — получить образование, профессию.

Вопросы социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, подготовки кадров в сфере инклюзивного образования обсудили участники круглого стола.

«В системе образования предусмотрен ряд льгот и мер социальной поддержки, которые направлены на детей с особенностями психофизического развития. Среди них бесплатное пользование учебными пособиями для тех, кто осваивает образовательные программы специального образования. Также это дифференцированные льготы в оплате за питание в учреждениях образования, для детей-инвалидов это питание бесплатное. Мы говорим и о бесплатной коррекции нарушений физического или психического развития, которая осуществляется либо в пунктах коррекционно-педагогической помощи, либо в образовательном процессе путем проведения коррекционных занятий при реализации отдельных учебных планов специального образования. Кроме того, это организация бесплатной перевозки обучающихся с особенностями психофизического развития, в том числе для детей с выраженными нарушениями передвижения использование специально оборудованного транспорта в этих целях. Сегодня бесплатная перевозка обеспечивается всем нуждающимся в ней обучающимся», — рассказала Елена Мулица.

Также среди мер социальной поддержки — патронат выпускников с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учреждения образования. «Патронат — это такая форма оказания личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки выпускникам, которая поддерживает их на начальном этапе самостоятельной жизни. Ведется работа непосредственно с выпускником, с теми организациями, которые принимают его на обучение либо на работу, это и работа с родителями. Патронат помогает детям с особенностями психофизического развития сориентироваться после окончания учреждения образования в последующем трудоустройстве. В рамках взаимодействия с Министерством труда и социальной защиты осуществляется переход выпускников центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, то есть уже в учреждения социальной защиты. Из более чем 2 тыс. выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации последнего десятилетия половина перешла в территориальные центры социального обслуживания населения», — добавила главный специалист.

Елена Мулица отметила, что в новую редакцию Кодекса об образовании для социализации обучающихся включена норма, обеспечивающая возможность получения образования на дому в сочетании с занятиями в учреждении образования. «В этом году мы разработали инструктивно-методическое письмо по этому вопросу, которое размещено на сайте Министерства образования. Таким образом, выстроилась такая система образования лиц с особенностями, которая обеспечивает практически 100%-ный охват каждого выявленного ребенка различными формами помощи и получения образования. Это осуществляется во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, а также социального обслуживания. Такой ребенок сопровождается начиная от рождения с оказания ранней комплексной помощи и фактически до получения им профессии», — констатировала она.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о