Светлана Сенько: Нововведения в сфере государственного социального страхования направлены на повышение уровня социальных гарантий гражданам

0
141

Государственное социальное страхование является одной из главных форм социальной помощи. Организуется оно государством для того, чтобы гарантировано поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, инвалидность, заболевание, потеря кормильца, при рождении ребенка, смерть и другие случаи за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Формируется фонд путем уплаты страховых взносов работодателями за работающих граждан и физическими лицами. Право на выплаты по госсоцстрахованию приобретаются в зависимости от уплаты взносов на соответствующие страховые случаи.
С учетом практики применения на законодательном уровне потребовалось применить более справедливые подходы для всех участников обязательного государственного социального страхования, которые предусмотрены Законом «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» (далее – Закон), подписанным 14 июля 2025 года Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Нововведения продиктованы жизнью и направлены на повышение эффективности и справедливости системы, а также на адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям.
Изменения обусловлены приведением в соответствие со вступившими в силу с 1 октября 2024 года новыми нормами законов по вопросам предпринимательской деятельности. В связи с этим Законом расширяется круг участников в системе госсоцстрахования. Так, для граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность (плательщики ремесленного сбора, плательщики сбора в сфере агроэкотуризма, плательщики единого налога), установлено обязательное их участие в системе государственного социального страхования.
Освобождаются от уплаты взносов – граждане, являющиеся получателями пенсий.
Добровольное участие в госсоцстраховании расширяется за счет лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, реализацию лекарственных растений и дикорастущей продукции, осуществляющих деятельность третейских судей и медиаторов.
Еще одно изменение касается плательщиков налога на профессиональный доход. Практика показывает, что достаточно большое количество граждан, вышеназванной категории, не формируют свои пенсионные гарантии, поскольку поступает небольшая сумма в фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Теперь указанным гражданам предоставляется право добровольно доплачивать взносы на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения для формирования своих пенсионных гарантий в полном объеме. В связи с этим определяется порядок их постановки на учет в органах фонда, а также сроки и порядок уплаты взносов.
Совершенствуются подходы по уплате взносов в бюджет фонда индивидуальными предпринимателями. Источником будут являться данные Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Так, для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога, если получил доход за год менее 12 минимальных заработных плат, то взносы уплачиваются из фактического дохода в размере 35%. Свыше 12 минимальных заработных плат – из 12 минимальных заработных плат либо по его желанию из большей суммы в размере 35%.
Для индивидуальных предпринимателей, плательщиков единого налога, в принципе, ничего не изменилось, взносы уплачиваются не менее 35% из минимальной заработной платы за месяцы уплаты единого налога.
Положительным эффектом данной нормы является полная автоматизация процессов на стороне ФСЗН. Новация позволяет освободить индивидуальных предпринимателей от предоставления документов персонифицированного учета. Расчет суммы взносов, подлежащих к уплате, формирование документов персонифицированного учета выполнят специалисты фонда. По просьбе индивидуальных предпринимателей переносятся сроки уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным.

Данная норма нацелена на повышение уровня участия индивидуальных предпринимателей в системе государственного социального страхования и одновременно позволяет повысить социальные гарантии в части пенсионного обеспечения.
Нововведения касаются работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих зарплаты «в конвертах». Поскольку при выплате заработной платы по такой схеме с нее не уплачивается подоходный налог и взносы в бюджет фонда социальной защиты, и естественно тогда не формируется страховой стаж работающим гражданам либо не в полном объеме, снижается индивидуальный коэффициент заработка, который учитывается при расчете будущей пенсии.
Законом для работодателей предусмотрена норма, снимающая ограничение по начислению взносов в бюджет фонда из пяти средних зарплат. В случае установление подобного факта работодатель обязан доначислить взносы в бюджет фонда из фактической выплаты, но не ниже чем из размера 1/30 пяти средних заработных плат по республике за каждый день получения вознаграждения «в конвертах». А у работников, получивших зарплату в конвертах, сформируется только минимальный страховой стаж из уровня дохода, равного минимальной заработной плате.
Главное не взыскать больше взносов от работодателей, а заставить человека задуматься о рисках минимизации будущих пенсионных прав.
Закон также направлен на упрощение процедуры взыскания задолженности по страховым взносам. Предоставляется право органам ФСЗН выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности субъектов хозяйствования, что позволит ускорить процесс и снизит финансовую нагрузку на должников.
В целом изменения направлены повысить социальные гарантии граждан в части пенсионного обеспечения.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о