Чуть больше недели осталось до школьного звонка. Заботливые мамы и папы вместе с детьми «добирают» в портфель то, что не успели купить раньше. Однако некоторые вопросы пока для них не закрыты: к примеру, как быть родителям, которые приобрели детям дневник не образца 2024 года? Какие рабочие тетради лучше выбрать: с яркими изображениями на обложках или однотонные классические? Разбирались вместе с экспертом.
«Лицо учащегося»
С 1 сентября 2024 года Министерство образования утвердило использование в школах нового дневника. Лицевая сторона его обложки осталась прежней — на ней изображены герб и флаг нашей страны, фотография площади Победы в Минске. А вот обратная — претерпела некоторые изменения. На ней, как и раньше, напечатаны контакты службы психологической поддержки. Картинка с изображением детей исчезла. Еще одно новшество — вместо фразы «подпись законных представителей» появилась другая, более привычная нашему слуху — «подпись родителей».
— В Министерство образования неоднократно поступали обращения граждан по изменению в типовых формах дневника данной формулировки. Также обращалось внимание на изображение мальчика или девочки на оборотной стороне обложки дневника, что было воспринято обществом как разделение дневников по половому признаку. С учетом сохранения ранее сложившихся традиций в дневниках 2022 и 2023 годов издания было принято решение о внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт, — пояснили в пресс-службе ведомства.
Соответствующее постановление №314 подписано министром образования Андреем Иванцом еще в сентябре 2023 года, но в действие оно вступает буквально через считанные дни — с 1 сентября. В пресс-службе также пояснили, что администрации учреждений образования рекомендовано не требовать замену дневника образца 2022 и 2023 годов на дневник 2024 года выпуска. Если учащийся его приобрел, то может использовать.
Оказывается, в канцелярской отрасли тоже существует понятие «мода». Производители школьных принадлежностей стараются быть в тренде и держат нос по ветру. И потому уже мало кто удивляется, когда видит на тех же рабочих тетрадках изображение черепа, костей, рогаток и всякой другой странной атрибутики. На канцелярскую продукцию для старшеклассников порой и вовсе наносят такие картинки, что задаешься вопросом: как такое можно разрешить использовать детям? А что думают по поводу «необычных» обложек педагоги?
— Каких-либо документов, регламентирующих использование учащимися тетрадей одного типа, нет, — объясняет учитель начальных классов гимназии №16 Минска Наталья Масловская. — Однако есть норма относительно того, как должны быть подписаны тетради. Она содержится в методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи. Производители для того, чтобы ученик смог нанести подпись, ставят на обложке специальные штампы. Но, к сожалению, тетрадь, разрисованную всякими звездочками, собачками и Барби, подписать правильно, в соответствии с нормой, проблематично. Мы с ребятами когда-то выходили из положения таким образом: вырезали кусок листа в линейку определенного формата и клеили на обложку. Но в таком случае полностью теряется, так сказать, эстетическая ценность предмета. Поэтому я всегда просила родителей не приобретать такие тетради. Да и сами дети потом расстраиваются, когда видят результаты подобного «рукоделия».
По словам собеседницы, сегодня детям все чаще ставят диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как правило, его диагностируют у 6-8-летних учащихся начальных классов. Именно в это время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации.
— Чаще у ребенка бывает синдром дефицита внимания, когда он не может долго сосредоточиться на любой деятельности, — уточняет педагог. — Учебная деятельность для детей, которые только вчера пересекли порог школы, — новая, непривычная и сложная. Особенно тяжело сесть за парты и сосредоточиться первоклашкам. Не только тетрадки, но и другие броские, пестрые школьные принадлежности, к примеру пеналы, ручки, линейки, больше напоминают детям игрушки, нежели инструменты для процесса обучения. Ребенок трогает, рассматривает их и витает где-то в своих мыслях, а потому ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя. В итоге страдает усвоение информации. Более того, учебный процесс затормаживается не только у обладателя эффектного пенала, но и у соседа по парте, а также ребят, сидящих неподалеку. Когнитивные процессы в таком возрасте еще недостаточно сформировались, потому вся эта яркая «канцелярщина» отвлекает от учебы.
Педагог обратила внимание на то, что внешний вид рабочей тетради важен не только для малышей, но и для старшеклассников, многие из которых уже считают себя взрослыми. Родители порой приобретают им школьные принадлежности уже не с «котиками/зайчиками», а с символикой популярных игр, закачанных в разные гаджеты. Когда ученики рассматривают эти картинки, они мысленно проходят уровни игры в голове. И в этот момент им точно не до учебы. Ребята заняты «стратегическим планированием» и далеки от содержания урока.
Рассуждая об эффективности использования игр в процессе обучения, опытный педагог пояснила, что в школе, особенно в начальных классах, их нередко включают в процесс обучения. Но речь идет об особых занятиях — дидактических, развивающих, которые повышают авторитет знаний, развивают интерес к изучаемому предмету.
— Посмотрите на окружающий мир. Он ведь не такой пестрый, кислотно-ослепительный, как порой на картинках, нанесенных на школьную канцелярию. В нашем климатическом поясе все быстро меняется и частенько бывают серые дни, когда дети вообще не замечают, что происходит вокруг: ни снежинок за окном, ни каплей дождя, ни опавшей листвы. Они привыкли к восприятию других, кричащих красок, к этому хаотичному движению, — рассуждает Наталья Масловская. — Для производителя главное — заработать. А продается то, что пользуется спросом. Я не говорю, что мир детей должен быть серым и однообразным. Родителям надо понимать, что у любого предмета, которым пользуется ребенок, помимо развлечения, есть другая определенная функция. И для выполнения ее вещь должна быть оптимальной. В меру яркой, практичной и лаконичной. Родители стремятся развивать у детей взвешенный эстетический вкус, чувство стиля, представление о том, что красиво, а что нет. Хороший вкус — прежде всего знание меры и аккуратность.
Заглянем в звездные дневники
Какие воспоминания остались у известных людей нашей страны о школьных дневниках?
Александр Солодуха:
— Я не был отличником в школе. Пятерки заслужил лишь по двум предметам — пению и физкультуре. Чаще всего в моем дневнике мелькали четверки, реже — тройки. Двойки появлялись там очень редко. А кол — ни разу! Дневник вел прилежно, никаких клякс или вырванных страниц в нем не было. Родители приучили меня к порядку и дисциплине в делах. А потому относился к такому важному документу школьника с почтением.
Гюнешь:
— В школе хорошо училась, была примерной девочкой и к дневнику относилась бережно. А вот мой младший брат был немного хулиганистым парнем. Как потом выяснилось, у него было два дневника — один для учителя, второй — для родителей. Мой сын сейчас пойдет в третий класс. Приобрели на днях дневник нового образца. Буду учить вести его правильно, потому что этот документ — действительно лицо ученика.
Иван Здонюк:
— Со школьным дневником у меня связана одна семейная история. Как-то раз я получил плохую оценку по предмету, к которому мы с мамой долго готовились. И я настолько сильно переживал, что купил новый дневник и начал переписывать все записи и оценки. Но в итоге мама все равно узнала…
Оставить комментарий