«Да тут не Полесье, а Грузия!» — воскликнул водитель, который привез нас в этот город на семи холмах. Кто-то еще сравнивает Мозырь с Черногорией или со Швейцарией, когда видит, как необычно «рассажены» дома на контрастном рельефе — будто на ступенях разных этажей. Прогулялись по одному из древнейших белорусских городов и сделали вывод, что здесь есть как минимум два очень красивых и интересных объекта, которые стоит лично «протестировать» экотуристу.
Объект 1. Овраги
Если в целом Белорусское Полесье — это равнина, то возвышенности Мозырской гряды достигают отметки 220,7 метра. Крутизна склонов может доходить до 30°. Примечательно, что и улицы города пролегают прямо в глубоких ярах. Чтобы сохранить эту уникальную экосистему, создан заказник «Мозырские овраги», он имеет статус республиканского. Две ветки экотроп — в три и шесть километров — предназначены для велосипедных и пеших прогулок и стартуют на окраине города со стороны деревни Бобренята.
Но намотать пресловутые 10 тысяч шагов на свежем воздухе местным любителям ходьбы можно и в самом городе — на заасфальтированной «Тропе здоровья», которая тоже тянется в глубоком овраге. Попасть туда я решила со стороны гостиницы «Припять». И это, как оказалось, не лучший вариант для тех, кто боится собак. Потому что прежде чем выйти на тропу, придется повилять по улочкам частного сектора, изобилующим грозными табличками: «Осторожно: злая собака!». Примерно в каждом втором случае в подтверждение раздавался лай. Чтобы не делать поспешных выводов о том, что Мозырь — город агрессивных псов, поинтересовалась у нескольких хозяев, соответствуют ли их четвероногие друзья заданной характеристике. В ответ услышала смущенные объяснения: собаки на самом деле «хорошие», а злыми их называют с целью банальной предосторожности — прохожие, особенно приезжие, должны быть начеку, что псы охраняют свою территорию. Поскольку до тропы здоровья добралась без каких-либо последствий, я в это поверила.
Знаете, что дает прогулка по оврагу? В первую очередь ощущение защищенности. Ведь идти приходится, считай, под живым шатром из больших деревьев. К слову, клены, сосны, липы, березы в мозырских оврагах специально высаживали на склонах, чтобы избежать оползней. А в оврагах, которые находятся за чертой города, можно заметить бук, лиственницу, пихту и даже реликтовый клопогон европейский. Это растение, занесенное в Красную книгу. Его в нашей стране можно увидеть только в двух местах — здесь и в Беловежской пуще.
Ходьба по тропе пользуется популярностью среди мозырян. Вечером в будний день довелось наблюдать и влюбленные пары, и семьи с детьми, и спортсменов-атлетов, и пенсионеров. Что ни говори, городские власти создали хорошие условия для здорового отдыха.
Объект 2. Трамвай
Мозырь — единственный в Беларуси районный центр, где курсирует трамвай, и один из четырех городов страны, где этот экологичный вид общественного транспорта есть в принципе (наряду с Минском, Новополоцком и Витебском). Маршрут здесь один-единственный — стартует от депо, заканчивается на нефтеперерабатывающем заводе. Расположение предприятия в пригороде диктует еще одну интересную особенность. Основная часть пути — а это 16 километров — пролегает в пригороде. Поэтому хоть маршрут предназначен для доставки работников на производство (даже расписание и количество остановок составлено с учетом сменного графика), любой желающий может воспользоваться этим транспортом. Любят трамвайчик жители населенных пунктов, расположенных по ходу движения. Названия у них, к слову, просто умилительные — Пеньки, Дружба, Бибики, Криничный.
Стоимость талончика на проезд зависит от участка пути. Едешь по городу — заплатишь 80 копеек, до точки в пригороде — 1,2 рубля, а если в промзону — то 2,20 рубля. Весь маршрут — а это линия чуть более 20 километров — займет около 40 минут.
Курсируют по линии две модели трамвая — старая и новая. До прошлого года мозырян перевозили только в вагонах 1988 года выпуска. Несмотря на почтенный возраст машин, выглядят советские сцепки достойно. А с прошлого года парк техники серьезно обновили. На вооружение транспортников поступили десять вагонов марки Т811, восемь уже в строю. Как прокомментировал заместитель начальника трамвайного управления ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Игорь Шенец, их разработали на предприятии «Белкоммунмаш» специально по техническим условиям мозырян. Вагон — максимально возможной комфортабельности, что немного повлияло на его вместимость. В нем 159 мест, включая 47 сидячих (в старом для сравнения — 211, включая 35 сидячих). Входы в трамвай низкопольные. Сиденья — мягкие, стекла — тонированные, на окнах — уютные шторки, как в маршрутках. В салоне есть кондиционер и видеонаблюдение. Имеются даже USB-порты для зарядки телефонов. В общем, комфорт и красота. Хотя, по отзывам пассажиров, определенной части мозырян по-прежнему по душе старые модели — есть в них особый колорит. А возможно, это просто привычка или ностальгия по советскому времени.
Елена КОЗЛОВСКАЯ, газета «7 дней».
Фото автора и из открытых интернет-источников.
Оставить комментарий