Этнокультуролог Иван Крук в проекте «В теме. Традиции» на YouTube-канале БЕЛТА рассказал о значении праздника Масленица в жизни наших предков.

«Масленица — что это за праздник? Каким образом он связан с будущим урожаем, пока земля спит? — спрашивает эксперт. — И тем не менее удивительная вещь: давайте посмотрим, как наши предки соединяли эти два мира — мир человека и мир космоса. В центре Масленицы были поздравления и благодарность народа тем семейным парам, которые создали семью и взвалили на свои плечи ответственность за продолжение своего рода. Вместе с тем парням, которые не создали семьи, привязывали чурбан к ноге, и они день должны были таскать их по деревне или дать откуп: почему не продолжаешь свой род?»

В чем заключается суть мировоззрения белорусского этноса, рассказал этнокультуролог

На Масленицу была еще одна символическая традиция. «Делали ледяные горки, и молодые семейные пары с них съезжали на санках, но при этом жена обязательно садилась на колени мужу, — рассказал Иван Крук. — Есть такая идея, что соприкосновение этой молодежной энергии с землей должно было ее разбудить. Еще один интересный момент: чем дальше пара заедет на санках, тем выше летом будет лен в этой семье. Казалось бы, совершенно неожиданные вещи, но каким сложным путем они взаимосвязаны между собой: оказывается, на Масленицу закладывалась основа будущего урожая».

Этнокультуролог подчеркнул, что определенную символику и смыслы наши предки вкладывали в каждый праздник. Так, после Пасхи наступала Радуница. «Казалось бы, каким образом день поминовения может быть связан с цикличностью урожая и жизни земли, — задается вопросом эксперт. — Однако в сознании наших предков было фундаментальное правило: прежде чем наводить порядок на своем приусадебном участке, садить бульбочку, сыпать зерно в землю или грядки копать, надо сходить на кладбище к своим предкам, навести порядок на их могилках и тем самым попросить благословения на начинание нового цикла земледельческих работ. Так говорила наша традиция».

То есть каждый праздник создавал круг жизнедеятельности. «Приведу интереснейший пример как закладывались основы будущего и предсказания на будущее, — продолжил Иван Крук. — Есть такой праздник Юрья, который отмечается 6 мая. Накануне вечером хозяйка выпекала каравай. Утром хозяин умывался, одевался в белые одежды, клал каравай на белый ручник и нес в поле. К 6 мая уже прорастало и набирало силу жито, посеянное осенью. Хозяин опускал на землю этот каравай и примечал, что выше: если зеленая рунь — урожай этого года будет лучше прошлого, если каравай — хуже, а лето будет более засушливым».

Иван Круг задумывается: зачем идти на такое предсказание и потом жить в напряжении, как сжатая пружина? Однако такими действиями наши предки передавали земле потенциал урожая прошлого года, стремились уравновесить ситуацию и сделать так, чтобы новый урожай был не хуже прошлогоднего.

Как Масленица для наших предков была связана с будущим урожаем, рассказывает этнокультуролог

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о