Обеспечение безопасности ОПО

Эксплуатирующие подъемные сооружения, представляет собой ключевую задачу в области промышленной безопасности. Одной из основных проблем в данном направлении, которая наносит существенную угрозу безопасности, является коррозия металлоконструкций. Появление коррозии существенно снижает остаточный ресурс грузоподъемных кранов и способствует развитию повреждений, которые могут привести к возникновению аварий на ОПО.

Победа над коррозией

Правила безопасности на объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения, регламентируются действующим законодательством Республики Беларусь. В данных правилах рассматривают коррозию канатов и   поддержание металлоконструкций в исправном состоянии .

Коррозия и скорость ее распространения зависят от качественного и количественного состава агрессивных газов в воздухе рабочей зоны, а также от относительной влажности воздуха. Для защиты от коррозии часто используют барьерный метод(нанесение покрытий), которые препятствуют доступу влаги и газа к поверхности металла. Необходимость применения антикоррозийной защиты непосредственно связана с недопустимостью воздействия коррозии на металл. Особенно опасно воздействие коррозии, поскольку она ускоряет распространение усталостных повреждений, которые очень характерны для металлоконструкций подъемных сооружений. Основным видом защиты металлоконструкций грузоподъемных машин является применение лакокрасочных покрытий. Для нанесения покрытий на поверхность металлоконструкций должно быть очищены от загрязнений, влаги, ржавчины и тщательно загрунтованы. Очистка поверхности металла очень важно, поскольку связь между полимерной пленкой и поверхность металла ослабляется в местах наличия загрязнений, ржавчины и т.п. Для очистки металлоконструкций от старой краски часто используют пескоструйную или гидроструйную обработки. Последний метод более подходит для применения на пожаро- и взрывоопасных объектах. Для очистки от пыли используется обдув сжатым воздухом. Для очистки от грязи и жировых включений используют обезжиривание промышленными растворителями.

Победа над коррозией

Краны, которые работают на открытом воздухе, окрашиваются красками, стойкими к воздействию атмосферы. Эпоксидными эмалями, пентафталевыми и масляными эмалями. В настоящее время окрашивание производится с использованием аэрозольных методов, что делает антикоррозионное покрытие очень стойким и дает возможность равномерно распределить покрытие по металлоконструкции. Часто применяют безвоздушные агрегаты для покраски, которые позволяют достигать очень хорошей толщины покрытия.

На эффективность защиты от коррозии влияет качество нанесения эмалей и периодичность окрашивания. Для повышения стойкости металлоконструкций кранов к коррозии часто окрашивание производят не реже одного раза в год. Подбор того или иного покрытия зависит от условий эксплуатации кранов и агрессивности сред.

Достаточно высокую эффективность в защите от коррозии показал метод холодного цинкования.  В промышленности уже достаточно давно использовалось горячее цинкование, но для покрытия массивных изделий этот метод подходил очень слабо. Применение холодного цинкования состоит в нанесении цинкосодержащих составов, которые образуют антикоррозионное цинковое покрытие на поверхности металлоконструкций. Данное  покрытие по своим характеристикам практически не отличается от покрытия , полученного горячим цинкованием. Цинк обладает более низким электрохимическим потенциалом в паре цинк-железо, поэтому именно цинк будет подвергаться воздействию коррозии, а железо будет пассивироваться. Такой вид электрохимической защиты прекрасно подходит для работы в условиях действия аэрозолей агрессивных жидкостей и высокой влажности. Цинк образует стабильный гидроксид при взаимодействии с водой, что обеспечивает его высокую стойкость по отношению к атмосферной коррозии.

Нельзя не отметить большое достоинство метода холодного цинкования перед нанесением лакокрасочных покрытий – возможность нанесения при отрицательных температурах воздуха. Такая возможность отсутствует при нанесении последних, поскольку адгезионные свойства красок без цинка сильно зависят от температуры. Значительным достоинством цинковых покрытий является возможность локального применения, в сочетании с высоким сцеплением с обыкновенными(не металлонаполнеными) красками. Цинконаполненые краски обладают лишь большей плотностью по отношению к простым эмалям, но смачиваемость пленкообразующих веществ достаточно близка по своим показаниям, поэтому наложение одного покрытия на другое проходит очень эффективно.

Несомненно, можно выделить и другие материалы, которые могут быть нанесены для защиты металлоконструкций кранов от коррозии, например порошки тугоплавких соединений. Но нанесение их технически довольно сложно, поэтому такие покрытия пока можно рассматривать лишь как перспективные.

Таким образом, применение антикоррозийной защиты металлоконструкций подъемных сооружений является успешным подходом в обеспечении промбезопасности. Внедрение новых научных разработок в области создания новых пленкообразующих веществ имеет большую значимость для обеспечения безопасности ОПО, на котором  эксплуатируются подъемные сооружения.

Старший государственный инспектор Госпромнадзора

Николай Волков

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о